Подковать Газель
О безопасности маршрутных такси, а в основном это Газели, сегодня говорят чуть ли не каждую неделю, а повод — очередная авария с тяжелыми последствиями. Нам это тоже далеко не безразлично, но мы решили взглянуть на проблему с иного ракурса, а точнее — снизу. Речь пойдет о шинах.
Надо ли еще раз повторять, в какой мере от них зависит активная безопасность?
Мы испытали девять комплектов шин «газелевской» размерности 185/75 R16C.
Почти все шины в нашем списке имеют индекс AII Seasons, всесезонные. Это понятно: большинство водителей Газелей — будь то пассажирская версия или грузовичок — не утруждают себя сезонной сменой шин. Зря, конечно. Но такова действительность. Поэтому в программу испытаний наряду с «асфальтовыми» упражнениями мы включили и зимние тесты на специально подготовленных снежных и ледяных трассах.
Все шины — отечественного производства (к ним мы традиционно относим и украинские шины БЦ-24), все — с индексами грузоподъемности 104/102. Почему через дробь? Потому что такие шины используются как в «односкатном», так и в «двускатном» вариантах — на задней оси той же Газели ставят по две шины с каждой стороны. Первый индекс (104) говорит о том, что допустимая нагрузка на одиночную шину составляет 900 кг, а второй (102) — что в спаренном виде та же шина выдерживает нагрузку до 850 кг. В сумме получается, что шесть шин способны выдержать 5200 кг. С запасом: ведь полная масса Газелей — 3500 кг.
А вот индексы скорости разные. У шин Кама-301, БЦ-24 Rosava, VS-22 Voltyre это «N» (140 км/ч), у покрышек Matador MPS 115, выпускаемых СП Матадор-Омскшина, это «P» (150 км/ч), на боковинах остальных (К-156 Amtel Cargo AS, К-170 Barguzin, 31В Voronezh Start, VL-54 Voltyre и A-12 Forward Professional) стоит литера «Q», позволяющая разгоняться до 160 км/ч.
Мы закупили по семь шин каждой модели (шесть шин — для дорожных тестов и одна — для стендовых испытаний) и отправились на Дмитровский автополигон. Бортируем, качаем, балансируем, готовим автомобиль... А автомобиль — из тех самых 13-местных маршруток ГАЗ-322132, на которых все мы не раз ездили от метро до дома или до работы.
Начинаем со снежно-ледяных тестов. По сравнению с тестами зимних шин программа урезана до пяти видов испытаний: разгон и торможение на льду, то же — на снегу плюс экспертная оценка управляемости на извилистой кольцевой трассе длиной 1400 метров.
Хотя с 2004 года все маршрутки Газель серийно оснащаются АБС, наша машина была «дореформенной» — еще без системы. Впрочем, на результаты испытаний шин это не повлияло: при замерах тормозного пути мы бы все равно отключили АБС.
Поэтому разгоняться и тормозить будем «в пол». И, конечно, после двух-трех циклов замеров будем «тарировать» состояние покрытия с помощью базовых шин, чтобы затем должным образом скорректировать результаты.
В итоге выяснилось, что минимальный тормозной путь со скорости 40 км/ч на льду Газель демонстрирует на шинах VL-54, а максимальный — на шинах 31В. Ускоряется лучше всего (мы измеряли путь, который проходит Газель за пять секунд разгона с постоянной пробуксовкой) на шинах К-170, а хуже всего — на шинах БЦ-24.
Повторяя замеры на укатанном снегу, мы выяснили, что лучшими тормозными свойствами обладают шины A-12 Forward, активнее других «гребут» на разгоне — VS-22 Voltyre. Четыре вида испытаний — и четыре разных лидера. Хоть с аутсайдерами проще — на снегу в тестах на разгон и торможение это шины БЦ-24. Точные результаты мы приводим в виде диаграмм.
Теперь — сектор управляемости, где опытный эксперт проходит кольцевую трассу с максимально возможной скоростью, а затем выставляет субъективные оценки за удобство и надежность управления.
Газель в заносе? Зрелище не для слабонервных! Хорошо, что в салоне не было пассажиров...
Но именно езда «на пределе» и позволяет почувствовать разницу между шинами. На одних наша маршрутка идет точно «по расписанию», на других «опаздывает»: не в силах совладать с автомобилем, водитель допускает ошибки — и нередко дело заканчивается разворотом. Взглянув на результаты, вы легко оцените «график» движения по скользкой трассе.
Завершив зимнюю часть программы, переводим все цифры в оценки по десятибалльной шкале, суммируем их с учетом весомости каждого показателя — и приходим к выводу, что самые безопасные шины на зимней дороге — К-170 Barguzin. Кстати, разработчики именно этих шин поскромничали: на боковинах мы даже не нашли маркировки All Seasons, не говоря о M+S. А вот на шинах БЦ-24 такая маркировка есть, но верить ей не стоит — для зимней эксплуатации эти шины не годятся. А для летней?
Дождались, когда растаял снег, а температура поднялась до 20 градусов. Если зимой наша маршрутка ходила порожняком, то перед летними тестами мы загрузили в нее 800 кг балласта, что соответствует десяти пассажирам средней комплекции.
Опять тормозим «в пол», но уже на мокром асфальте и со скорости 80 км/ч. Здесь хорошие шины помогут сократить тормозной путь на 4,5 метра по сравнению с шинами-аутсайдерами. На сухом покрытии разница чуть меньше — 3,6 метра.
Управляемость. Здесь от водителя требуется смелость: и в повороте, и на «переставке» Газель кренится так, что того и гляди завалится на бок! И все же на предельной скорости в «мокром» повороте радиусом 35 метров автомобиль скользит, а не падает. На шинах A-12 этот поворот удалось пройти на скорости 64,5 км/ч, а самые «скользкие» в этом упражнении покрышки К-156 не позволили разогнаться быстрее 59,4 км/ч.
Маневр «переставка», напомним, имитирует объезд внезапно возникшего препятствия с максимально возможной скоростью. Этот маневр мы выполняли уже на сухом асфальте — и шины здесь испытывали предельные боковые нагрузки. Лучше всего в этих тяжелых условиях работают покрышки 31В — на них удается объехать препятствие на скорости 82,2 км/ч. А вот на шинах Кама-301 маневр был выполнен лишь на скорости 76,8 км/ч.
Велосипедное «пятое» колесо с регистрирующим устройством — пусть и архаичное, но вполне точное средство измерений
Одно дело — из-за плохих шин «косить» вешки на полигоне, а другое — оказаться в такой ситуации в плотном городском потоке или на горном перевале...
Влияние шин на комфорт мы разбили на две компоненты — плавность хода и шум. Если плавности мы давали субъективную оценку, делая небольшой пробег по дорогам полигона, то «звук» оценивали инструментально, по уровню внешнего шума, который издает автомобиль, катящийся на скорости 70 км/ч с выключенным мотором. Самыми тихими оказались шины VS-22, а самыми громкими — К-156.
И последний вид дорожных испытаний: выбег со скорости 80 км/ч, то есть дистанция, которую проходит автомобиль до полной остановки без помощи двигателя. Чем больше выбег, тем меньше сопротивление качению шин и, следовательно, меньше расход топлива. Судя по результатам наших замеров, сэкономить бензин помогут шины К-156, а вот покрышки Кама-301 и БЦ-24, наоборот, потребуют дополнительных расходов на топливо.
Впрочем, лишние траты вызовут и те шины, которые рано выйдут из строя. Испытания, проведенные в лаборатории Научно-исследовательского института шинной промышленности, свидетельствуют о том, что шины К-156 и 31В могут служить в три раза дольше, чем шины Matador MPS 115, и в шесть раз дольше, чем алтайские покрышки А-12 Forward.
Принимая во внимание и потенциальную «ходимость» шин, приводим результаты летних испытаний к единому результату — и выясняем, что победитель летнего зачета — шины VS-22 Voltyre. А хуже всех на асфальте выступили нижнекамские покрышки Кама-301.
Теперь остается выявить лидера абсолютного зачета, сложив летнюю и зимнюю оценки. Это — кировские шины К-170 Barguzin. Именно их мы и рекомендуем использовать на Газелях и зимой, и летом. На втором месте с небольшим отставанием расположились волжские шины VS-22 — тоже очень хороший вариант. Покрышки БЦ-24 вызывают лишь опасения, особенно на зимней дороге: шансы стать участником сводки происшествий особенно высоки. А главное — пассажиров жалко. Они-то ни в чем не виноваты...
Результаты испытаний |
Параметры |
Влияние на общую оценку |
A-12 Forward Professional |
БЦ-24 Rosava |
31B Voronezh Start |
К-156 Amtel Cargo AS |
K-170 Barguzin |
Kама-301 |
Matador MPS 115 Variant 2 |
VL-54 Voltyre |
VS-22 Voltyre |
Летние свойства |
Тормозные свойства на мокром асфальте |
20% |
8 |
6 |
8 |
10 |
10 |
6 |
9 |
9 |
10 |
Управляемость на мокром асфальте (маневр «поворот») |
15% |
10 |
8 |
7 |
6 |
9 |
9 |
7 |
9 |
8 |
Тормозные свойства на сухом асфальте |
10% |
10 |
8 |
7 |
8 |
9 |
9 |
9 |
7 |
10 |
Управляемость на сухом асфальте (маневр «переставка») |
10% |
9 |
8 |
10 |
9 |
7 |
6 |
8 |
10 |
9 |
Надежность управляения автомобилем на сухом асфальте |
10% |
8 |
6 |
9 |
7 |
8 |
6 |
9 |
9 |
9 |
Плавность хода |
5% |
7 |
8 |
10 |
9 |
8 |
8 |
9 |
7 |
7 |
Акустический комфорт |
5% |
7 |
9 |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
10 |
Сопротивление качению (выбег) |
5% |
7 |
6 |
8 |
10 |
8 |
6 |
7 |
9 |
8 |
Ресурс |
20% |
4 |
8 |
10 |
10 |
8 |
8 |
6 |
8 |
8 |
Общая оценка по летним свойствам |
100% |
7,7 |
7,4 |
8,5 |
8,6 |
8,6 |
7,3 |
7,8 |
8,6 |
8,9 |
Зимние свойства |
Тормозные свойства на льду |
25% |
8 |
6 |
5 |
6 |
8 |
6 |
8 |
8 |
7 |
Разгон на льду |
20% |
5 |
3 |
5 |
6 |
8 |
6 |
6 |
6 |
7 |
Тормозные свойства на снегу |
20% |
8 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
Разгон на снегу |
15% |
8 |
3 |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
Управляемость на снегу (время прохождения трассы) |
10% |
6 |
3 |
5 |
4 |
8 |
6 |
7 |
6 |
5 |
Надежность управления автомобилем на скользкой дороге |
10% |
6 |
4 |
6 |
3 |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
Общая оценка по зимним свойствам |
100% |
7,0 |
4,5 |
5,4 |
5,6 |
7,8 |
6,7 |
7,1 |
6,7 |
7,2 |
Комплексная (суммарная) оценка по зимним и летним свойствам |
|
14,7 |
11,9 |
13,9 |
14,2 |
16,4 |
14,0 |
14,9 |
15,3 |
16,1 |
На барабане
Оценить «ходимость» шин мы решили в лаборатории Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП).
На стенд устанавливается шина, которая прижимается к барабану с 20-процентной перегрузкой (1080 кгс). Затем барабан раскручивается до «линейной» скорости 90 км/ч — и работает до тех пор, пока шина не выйдет из строя. Индикатором предельного износа шины служит нарушение ее герметичности вследствие разрыва корда или отслоения протектора.
По результатам этих испытаний не стоит судить об износостойкости протектора, но они помогают оценить надежность силовой конструкции. Если покрышки прошли на стенде около 30 тысяч километров (модели К-156 и 31В), то в реальной эксплуатации они вряд ли выйдут из строя по причине разрыва каркаса или искривления корда. Скорее всего, поводом для их замены станет износ протектора. А вот шины A-12 Forward вряд ли доживут до индикаторов износа: слабовата конструкция.
Самые прочные шины крутились на стенде в течение двух недель без остановок. А вот алтайские покрышки вышли из строя на третий день испытаний
У шин Кама-301 слабым местом оказалась боковина
А украинские шины БЦ-24 при том же пробеге начали терять «шашки» протектора